банер

линия
лицей Главная история лицея Достижения лицея администрация документы учительская Начальная школа Олимпиады Ученическая методическая копилка психологическая служба Родителям Музей Фотогалерея О сайте

V_линия

 

Что ждет первоклассника в школе?

Первый класс

Часто дети сами хотят идти в школу, несмотря на шутливые замечания взрослых или старших детей в семье. Почему же этот энтузиазм потом пропадает? Почему после нескольких дней учебы ребенок с грустью спрашивает утром: «Опять в школу?»

Кто это? Где это? Когда это?

Первая проблема, с которой сталкивается ребенок, - это обилие информации, которая на него обрушивается. И дело здесь не только в уроках. Первокласснику надо запомнить расположение кабинета и нескольких других, где проходят занятия, например, по музыке, имена учителей, одноклассников. Ему интересно все, что находится в кабинете и за его пределами, он стремится пролистать все учебники от начала до конца и во всем проявляет естественное детское любопытство. Поэтому родители должны помочь ребенку справиться с обилием информации.

Если раньше дети жили в одном дворе и ходившие в один детский сад, оказывались в одной школе, то теперь так получается не всегда, особенно, если ребенок учится не в том месте, где живет. Чтобы помочь ребенку поскорее запомнить всех одноклассников, постарайтесь в начале учебного года сделать как можно больше фотографий и, просматривая их вместе с ребенком, помогайте ему заучивать как кого зовут.

Нарисуйте дома школу или начертите ее план, изобразите класс, рассадите учеников за парты, вспомните кто где сидит. Возьмите учебники, посмотрите их по очереди. Делать это можно не сразу, а течение какого-нибудь дня или на выходных. Покажите, что ребенок будет учить сейчас, что – зимой, а что он узнает, когда придет лето. Разговаривайте с ребенком о школе. Задавайте ему простые вопросы типа «Нравится ли тебе в школе?», «Что кажется тебе там особенно интересным?», «Какой школьный предмет ты больше всего любишь и почему?» и тп. Так вы сможете понять, насколько комфортно ребенок себя чувствует в новой для него среде, ведь именно это часто является определяющим в процессе учебы. Вопросам адаптации стоит уделять не меньшее внимание, чем проблемам восприятия и обучения. Выделите в доме специальный уголок школьника – место, где он будет делать уроки. Очень часто родители забывают л самых элементарных вещах при организации рабочего места ученика. Парта по своему размеру должна подходить ребенку, чтобы он сидел за ней, не нарушая осанки. Надо предусмотреть наличие места для хранения книг и тетрадей и в то же время нудно, чтобы ребенок правильно располагал руки при письме. Обратите внимание на освещение. Если первоклассник выполняет задания при искусственном освещении и вы включаете настольную лампу, без верхнего света обойтись нельзя! Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш занимался только при местном свете – это кратчайший путь к близорукости.

Уроки

Выполнение домашних заданий обязательно начните с просмотра классной работы. Если в ней есть ошибки, пометки, сделанные учителем, или остались незаконченными задания, одолейте их дома. Повторите то, что ребенок проходил в классе. Очень важно чтобы у него сформировалось чувство ответственности, чтобы он испытывал определенный дискомфорт, если какое-то дело не доведено до конца.
Каждая школа придерживается определенной системы обучения, по которой выбраны учебники и идет объяснение материала. Многие учителя замечают, что если в книге дан не просто набор заданий, которые надо выполнить, а. например, задания в форме ребуса (реши примеры, ответы поставь в табличку с буквами и получи слово), то дети проявляют к ним повышенный интерес.
Некоторые работают над ними, даже если учитель их не задал, потому что стимулом здесь выступает детское любопытство. Поэтому, если в учебнике, по которому учится ваш ребенок, таких вещей нет или мало, попробуйте сами внести в учебу элемент разнообразия.
Если вы делаете уроки вместе с ребенком или проверяете их, постарайтесь проявлять максимум деликатности. Ребенок старался, выполнял работу, а строгая мама возмущается: «Что это ты тут накалякал! Какое безобразие!», - да еще и лист из тетради вырывает. Кто после подобного отчитывания захочет трудиться дальше? Первокласснику надо объяснить, что он замечательно работал, и его старания не пройдут даром, ведь если он напишет все еще раз, то увидит: получается лучше. Начинающий ученик должен понимать, что каждая, пусть неудачное, действие выполнено не напрасно, это камень в фундаменте его будущих знаний и умений.
Ни в коем случае не решайте ничего за ребенка, не подсказывайте ему – он обязан какое-то количество заданий выполнить сам, набить руку. Не раздражайтесь на его медлительность, дайте ему время подумать, не давите на него (быстрее! Это так просто!), иначе от волнения он начнет говорить что попало, лишь бы не молчать. Наоборот, надо мягко предложить ему порассуждать вслух. Пусть вам такие занятия будут так же интересны, как ребенку.
Разумеется, первоклассник не может не испытывать определенные трудности. Дайте ему понять, что школа это не игра, что дальше не будет так легко. Но проблемы должны быть дозированными, чтобы чадо само с ними справилось. Даже маленькому ребенку необходимо знать, что такое чувство победы!

Слишком хорошо

Бывает ситуация, когда первоклассник немного опережает своих сверстников, если он сам по себе довольно сообразительный и родители постарались- научили его бегло читать, писать прописью, считать и даже решать простенькие уравнения. Ребенку становится на уроке скучно, если остальные ученики в классе проходят материал в обычном темпе. В таком случае родителям лучше поговорить с учительницей. Она пойдет вам навстречу, и будет догружать ребенка дополнительными заданиями, возможно, в школе есть класс, в котором занимаются по более насыщенной программе. Порой родителям предлагают в качестве альтернативы перевод ребенка сразу во второй класс. Данный шаг очень серьезный и ответственный, потому что перескакивание ребенка через класс порой имеет сразу несколько негативных последствий.

Во-первых, помимо письма, чтения и математики есть другие предметы, основы которых ребенок может упустить.

Во-вторых, надо учесть возраст ребенка: если ему ровно семь или даже чуть меньше, то год разницы с одноклассниками может сослужить плохую службу дальше, когда начнутся такие предметы, как физика и химия, для восприятия которых мозг должен просто дозреть. И если малыш в четыре года начал читать, это не показательно того, что и дальше он будет идти с таким же опережением. Опытные учителя средней и старше2й школы приведут вам немало примеров того, как вундеркинды превращались в двоечников.

В-третьих, отношение со стоны бывших, и новых одноклассников к особо талантливым сверстникам не самое лучшее. Дети очень ревнивы к успехам других. Иными словами, перевод через класс – крайняя мера. Она необходима только, когда первоклассник на момент поступления в первый класс был ближе к восьми, чем к семи годам, достаточно развит, чтобы правильно воспринимать свой перевод и не зазнаться, коммуникабелен и у родителей есть время и возможность пройти с ним весь материал первого класса.

Семья и школа

Первый класс – важная веха на жизненном пути маленького человека. От того. Как он воспринимает школу, привыкнет ли работать. Сложатся ли у него отношения с одноклассниками и тому подобного, зависит судьба его образования и вся дальнейшая карьера. Поэтому, чтобы не исправлять в будущем ошибки, лучше сразу сформировать у ребенка привычку хорошо учиться, правильно выполнять задания. Делать все качественно и с первого раза. Чтобы знать, что вы идете в верном направлении, постарайтесь чаще бывать в школе. Советуйтесь с учительницей. Узнавайте ее мнение о вашем ребенке, прислушивайтесь к нему. Старайтесь. Чтобы ваши требования и объяснения совпадали с тем. Что маленький человек слышит в школе. Дело в что, что первоклассники, да и дети постарше, часто не в состоянии понять, что мама и учительницы говорят об одном и том же, но разными словами. Ребенок начинает сомневаться в словах одного из двух людей, чей авторитет для него непререкаем.

Обратите внимание

Первые месяцы, когда происходит адаптация к школе, в поведении ребенка могут происходить изменения: увеличится или наоборот, уменьшится аппетит, он станет более возбужденным, шумным, чем обычно, или апатичным, заторможенным, появятся расстройства сна, изменится манера поведения, разговора. Не надо сразу ругать ребенка и начинать его воспитывать. Такое поведение часто не каприз, а естественная реакция мозга и нервной системы на изменения обстоятельств, своеобразная акклиматизация. Если ваше чадо по каким-то причинам не хочет ходить в школу, выясните, почему это происходит. Если не обращаться на такую проблему внимания, то загнанный в угол организм начнет откликаться на неприятности постоянными болезнями. Не забывайте, что кроме учебы есть и другие дела, в том числе развлечения и игры. Уделяйте больше внимания отдыху на свежем воздухе. Чтобы адаптация прошла успешно, безболезненно для ребенка, родители обязаны проявить максимум деликатности и такта, быть внимательным ко всем мелочам, добираться до сути проблемы. Правильный старт позволит впоследствии сэкономить много времени и сил и станет прочной основой для дальнейшего образования ребенка.

Использованы материалы : «Обучение и карьера» №36 19 – 25 сентября 2005,

Психолог Домодедовского лицея №3 Ольга Климентова

 
Hosted by uCoz