банер

линия
лицей Главная история лицея Достижения лицея администрация документы учительская Начальная школа Олимпиады Ученическая методическая копилка психологическая служба Родителям Музей Фотогалерея О сайте

V_линия

 

Как привить интерес к чтению.

Чтение

Тенденции современного образования вносят существенные коррективы в работу логопеда общеобразовательной школы. Это касается, прежде всего, расширения его функциональных обязанностей. В настоящее время помимо своей основной задачи – предупреждения и преодоления неуспеваемости, обусловленной недостатками речи у детей с первичной речевой патологией, всё чаще приходится выступать в роли эксперта причин низкой обучаемости детей в целом.

Дело в том, что за последние годы резко изменился контингент общеобразовательной школы. В неё всё чаще и в большем количестве поступают дети, у которых наблюдается речевая недостаточность. Учителя в отношении таких учеников утверждают о существовании у них объективных сложностей в процессе обучения чтению. У них сохраняются и достаточно выражены импульсивность поведения и реакций. Вследствие этого осваиваемые детьми умения и навыки не отличаются прочностью. При этом степень выраженности этих проявлений различна и зависит от уровня компенсаторных возможностей ребёнка, условий его жизни и воспитания. Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг, или, говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт стимул.

И мы, учителя-логопеды, со своей стороны всячески поощеряем, стимулируем это желание на занятиях по преодолению нарушений чтения и письма. И были бы рады, если наши советы, как привить ребёнку интерес к чтению, послужат учителям и родителям стимулом к дальнейшим собственным размышлениям, поискам и находкам. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Этот уровень определяется той учебной обстановкой, которая создана учителем в классе. Хорошо известно, что мнение учителя о ребёнке в начальной школе зависит от того, как ребёнок ведёт себя и учится. А мнение одноклассников – от мнения учителя на 85%. Поэтому ребенок, плохо читающий и доставляющий учителю дополнительные хлопоты, обычно находится в тени. Ему трудно добиться признания успехами по чтению. Хорошо, если у него есть возможность проявить себя по другим предметам. А если нет? Ребёнок становится "незаметным", неуверенным в своих возможностях, либо начинает добиваться признания другими способами: шалить, шуметь, нарушать дисциплину.

А как заразить этим желанием учащегося, потерявшего веру в свои способности научиться хорошо читать и писать? Развитие воли первоклассников обусловлено формированием у них мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами. В развитии воли первоклассника Можно выделить три взаимосвязанные стороны:

  • развитие целенаправленности;
  • установление отношений между целью действий и их мотивами;
  • усиление регулирующей роли речи.

Всё это способствует формированию у детей самосознания и самооценки. Формируется механизм сопоставления, который помогает ребёнку, что оценка собственной деятельности и окружающих должна соответствовать её результату.

Известно, что адекватная (т.е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом личности. Выполнение целенаправленных действий зависит от многих обстоятельств: от трудности задания и длительности его выполнения, от успеха или неудачи при выполнении задания, от меры участия взрослого в организации самой цели. Очень большое задание действует подавляюще на психику ребёнка, он пасует перед объёмом деятельности и быстро сдаёт свои позиции. Расчленение задания на ряд последовательных этапов, напоминание о способах достижения цели по ходу выполнения задания не только помогают ребёнку организовать свои действия, но и повышают общую их целенаправленность, формируют умение выполнять их самостоятельно и последовательно.

Важное значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Часто неудача в достижении цели лишает ребёнка стимула; если же дела идут успешно, ребёнок стремится довести работу до конца. Некоторые учащиеся уже могут противоборствовать возникающим трудностям, пытаются, во что бы то ни стало преодолеть их, упорно отказываются сдавать свои позиции. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то ребёнок помнит о мотиве и подчиняет ему свои действия только в присутствии взрослого, который дал задание и организует его выполнение.

Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии создаём доброжелательную и непринуждённую обстановку. Время проведения занятий ограничено 20-30 минутами. Внимание учащихся неустойчиво, им трудно оставаться внимательными даже на протяжении этого времени из-за большой нагрузки на нервную систему. Но ребёнку можно помочь, если разнообразить его деятельность, используя игру.

Постоянно подбадриваем учащихся, любая положительная оценка повышает значительность ребёнка в собственных глазах, это очень важный стимул. Неудачи не должны удручать, оценка будет стимулировать его к дальнейшему росту, будить в ребёнке стремление добиваться новых результатов. Примером таких оценок может быть система, предложенная психологами, и, используемая на наших занятиях. Это оценивание самого себя по трём критериям: правильность (количество сделанных ошибок на занятии), скорость чтения и настроение.

Определяя собственный уровень работы на занятии, учащийся будет осознавать свои действия, а, следовательно, процесс чтения станет более целенаправленным. Этому и способствуют вопросы, которые мы задаём ребёнку в конце занятия: Чему ты научился? Как тебе это поможет? Опираемся на желания. Нужно понять: важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, что хочет ребёнок. Не пытаемся его ломать или переделывать, а используем тексты из книг о животных, путешествиях, компьютерных играх и т.д. Используем тексты, которые интересны детям. Книга должна обязательно соответствовать возрасту. Если ребёнок читает послоговым способом, даём множество упражнений на повторение букв и соответствующих им звуков, составление слогов, чтение слогов на время, нахождение слогов, составление слогов и т.д.(эти и другие упражнения широко представлены в методической литературе).А давать ему стихи, рассказы, даже сравнительно небольшого объёма, нецелесообразно, т.к. ребёнок, концентрируясь на прочитывании (слогослиянии), будет затрудняться одновременно вникать и в содержание. Не осознавая до конца прочитанного, ребёнок потеряет интерес к содержанию. Однако, если учащийся проявляет интерес к книгам, то на занятиях мы предлагаем задания, в которых большая часть содержания передаётся через картинку, но также имеются 1-2 строки для чтения (странички комиксов, книжек-малышек, детских журналов с занимательными заданиями).

Постепенно дети начинают читать лучше, переходя от послогового чтения к способу чтения слог + слово. На этом этапе мы предлагаем детям на занятиях работу с текстами логотренажёров, а родителям надо обязательно поинтересоваться, о чём бы ребёнок хотел почитать, какие темы его привлекают (сказки, рассказы о сверстниках, о приключениях и т.д.). Выбор и покупку книги делать вместе с ребёнком, т.к. участие в этом процессе формирует в ребёнке осознание значительности ситуации собственного выбора, в котором он является не пассивной, а активной стороной. Самостоятельно выбранная книга создаёт радостную атмосферу и побуждает интерес к содержанию. Очень важное значение для поддержания положительной мотивации имеет правильно выбранное время для чтения и объём, соответствующий возможностям ребёнка.

Как правильно выбрать время для чтения? Прежде всего, выбранное время не должно ущемлять интересов ребёнка. Иначе оно станет обузой. На занятиях мы используем 5 минутное чтение книги. А дома предложите ребёнку самому выбрать время для чтения. Однако, дети часто забывают дома о чтении, играя и занимаясь другой разнообразной деятельностью в течение дня, и вспоминают о том, что надо почитать только перед сном. Психологи предлагают воспользоваться этим. Как показывает опыт, эти 15-20 – минутные чтения очень быстро входят в привычку, а остановка на интересном месте, побуждает у ребёнка желание открыть книгу вновь, возможно, не дожидаясь вечера. Формирование привычки проводить время за книгой – очень важное условие становления навыка чтения. Нам хорошо известна пословица: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многие действия, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, влияя на поведение. Именно регулярное чтение будет способствовать формированию привычки проводить время с книгой, а, следовательно, в дальнейшем определять потребность в чтении. Формированию потребности читать способствует и представление ребёнка о том, насколько он продвинулся на этом пути. На логопедических занятиях мы обязательно показываем учащимся их достижения. У каждого в тетрадь вклеена таблица « Мои успехи». В ней отмечаются результаты, которых достиг ребёнок, после каждого занятия. Этот приём стимулирования способствует более высоким темпам продвижения при овладении техникой чтения, т.к. придаёт учащимся чувство удовлетворённости. Детям, вовлечённым в познавательный процесс, необходимо в каждый данный момент знать, где он находится, насколько продвинулся. Иногда вместо таблицы мы используем героев из любимых сказок или строим волшебные домики (где каждая часть или кирпичик составляют количество прочитанных предложений , а затем и книг ). Важно, чтобы родители и учителя замечали, сколько книг уже прочитал ребёнок, и хвалили его за достигнутое. Самый главный враг любого хорошего начинания – это равнодушие. Не замечая результатов ребёнка , мы проявляем равнодушие, даже если у нас не хватает на это времени. Поэтому хвалите ребёнка. Это не такой простой побудительный мотив, как кажется на первый взгляд. На занятиях мы используем общепринятое правило: ребёнок должен знать о тех чувствах, которые вызываются у учителей и родителей его поступками. Похвала на занятиях обязательно конкретная, несёт в себе точную информацию: «Какой ты молодец… Ты прочитал ещё… Я вижу… Ты стараешься…Как я горжусь тобой… Ты у меня умница…». Однако, если ребёнок ленится, работает плохо, похвала будет лишь расхолаживать его, обесценивать выполненную работу. В этом случае используем другой стимул – говорим учащемуся о необходимости выполнения, т. е. «надо»: « Тебе, Лена, надо…Это тебя сделает грамотнее…». Ребёнок при этом испытывает удовлетворение, т.к. преодолел трудности, смог справиться с заданием, поступил, как подобает взрослому человеку. А после выполненного упражнения обязательно хвалим, учащиеся в этом случае очень рады и горды, что дело сделано. Конечно это обязательное дополнение к «надо».

Следующий стимул, побуждающий ребёнка преодолевать себя – желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. А многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Мы стараемся направить это желание в нужное русло: «Ты можешь…Мы докажем …Все узнают…». Но чаще всего логопедические занятия посещают учащиеся, потерявшие веру в свои способности научиться хорошо читать. Поэтому мы поддерживаем и подбадриваем их, объясняем, что некоторые люди не могут реализовать свои возможности из-за необъяснимых страхов и слабостей. Приводим примеры, даже иногда из собственной жизни, говорим, как преодолели себя и уже добились успеха их одноклассники и друзья. Это очень важно, чтобы ребёнок знал – неудачи бывают у всех, и их можно преодолеть. В ситуации неуспеха наша задача – помочь обрести уверенность в себе. Тревожность – главная особенность детей, имеющих нарушения чтения. Снять тревожность можно, только если учащийся увидит свои достижения, почувствует наше одобрение и помощь. Но, трудности, которые приходится преодолевать, овладевая техникой чтения, порождают нелюбовь к чтению. Неудачи подвигают ребёнка отказаться от поставленной задачи, предпочесть другие виды деятельности. Одни дети делают это легкостью, иногда даже не задумываясь, но другие не уверенные в себе, тревожные дети (а их, по мнению психологов, до 75% среди общего числа школьников) переживают это глубоко и болезненно. Учитывая, что психологическое развитие в возрасте от 5 до 11 лет ( когда и происходит обучение чтению) предполагает становление таких черт в характере ребёнка, как чувство долга, стремление к достижению успехов, постановку перед собой и решение реальных задач, нацеленность воображения и фантазии на перспективы, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, можно утверждать, что неудачи в становлении навыка чтения, усугублённые плохими результатами и замечаниями учителя на уроках, у таких детей могут способствовать развитию чувства собственной неполноценности. Формированию в характере привычки избегать сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, чувства тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. Неуверенный в себе ребёнок оказывается в капкане отрицательных чувств – тревоги, страха и вины. Тревоги, что он не сможет научиться читать, страха, что завтра на уроке у него опять не получится прочитать, вины перед родителями, что он не оправдал их надежд. Если добавим к этому переживания несоответствия своих умений учебным задачам, мы получим психологический портрет учащегося, имеющего нарушения письменной речи.

Когда учащиеся зачислены в группы, мы проводим несложный тест на определение детей с повышенным уровнем тревожности. Перед детьми кладутся шесть картинок, изображающих основные моменты учебной деятельности, связанные с чтением:

  1. Ребёнок читает, пока остальные дети гуляют.
  2. Ребёнок читает на логопедическом занятии.
  3. Ребёнок читает, выполняя домашнее задание.
  4. Ситуация чтения на уроке.
  5. Ребёнок отвечает на вопрос по прочитанному.
  6. Ребёнок за чтением любимой книги в свободное время.

Рисунки в тесте не закончены, необходимо пририсовать весёлые или грустные лица. Как оцениваем ответы? Засчитываем каждое «грустное» или «сердитое» лицо на картинке как «тревожный ответ». Результаты теста используем в своей работе по исправлению недостатков письменной речи, основываясь на том, что формирование любви к чтению – это процесс деятельный, требующий определённых эмоциональных затрат.

Итак, при проведении логопедических занятий с учащимися, имеющими нарушения чтения, мы соблюдаем следующие стимулирующие правила, которые создают мотивационную среду:

  1. создаём хорошее настроение у ребёнка, чтобы занятие вызывало положительные эмоции;
  2. время занятий с первоклассниками не превышаем ( 20 - 30 минут);
  3. в конце занятия работу оцениваем, а результаты наглядно отражаем на экране успешности;
  4. даём возможность видеть свои результаты каждому учащемуся;
  5. занятия проводим регулярно - 2раза в неделю;
  6. при выборе материала опираемся на желания и увлечения детей;
  7. иногда говорим «надо»;
  8. стараемся опираться на стремление ребёнка к признанию;
  9. детей поддерживаем, одобряем, хвалим, особенно тревожных, неуверенных в себе и своих силах;
  10. вовлекаем родителей в совместную деятельность ( используем памятки - как наиболее эффективный приём).

Так уж мы устроены, что без постоянных напоминаний, понуканий или нарисованных заманчивых перспектив, а часто и прямого принуждения не можем сдвинуться с места. Это относится и к процессу чтения. Не так много вокруг родителей, которые могут похвастаться тем, что их ребёнок с удовольствием читает. Гораздо больше тех, кто сетует на обратное, в глубине души надеясь, что вот-вот ребёнок полюбит читать, и продолжает стимулировать и подталкивать ребёнка разными способами: заставляя или уговаривая. Вправе ли мы упрекать ребёнка за то, что игру он предпочитает чтению? Вряд ли. Другое дело, что мы, взрослые, должны открыть ребёнку этот чудесный мир книги, поддерживать его на этом пути, не заставляя и не подкупая его.

Как привить интерес к чтению?

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным .
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощеряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине ).
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощеряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении ( сколько книг прочитано и за какой срок).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Выделите дома специальное место для чтения .
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновляют детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях и др.).
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Поощеряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Разумеется, возможности и приёмы стимулирования всем сказанным не исчерпываются. И мы были бы рады, если наши советы, как привить ребёнку интерес и любовь к чтению, послужат вам стимулом к дальнейшим собственным размышлениям, поискам и находкам.

Использован материал конференций.

Логопед Домодедовского лицея №3 Шматкова Н.А.

 
 
Hosted by uCoz